О ролевых играх

Данная статья написана remydupaix.
Оригинал статьи находится здесь.

Иногда в сети появляются творения «гениальных» авторов об «ужасах» ролевого движения в России. Иногда, набрав в Яндексе словосочетание «ролевые игры», вы получаете стопку ссылок на порнографические сайты да пиратские серверы очередной MMORPG. Наткнувшись на это, да еще не дай бог, почитавший подобные «ужасающие» писания, обыватель начинает формировать свое мнение о так называемых «ролевиках», и местами это мнение очень уж специфическое.
Так что вот вам мой ответ Чемберлену.
Эта статья задумывалась как некий итог довольно длительного преиода моей жизни. Именно в этот период словосочетание «ролевые игры» перестало быть для меня неким «сектантским» заклинанием, а обрело вполне объяснимую и логичную оболочку. Так что здесь я попробую раскрыть тему «ролевых игр» и постараться объяснить, что в них хорошо, а что не очень.

Глава Первая, или «Сынок, ты что, вступил в секту?»
Как-то, будучи начинающим ролевиком, я принес домой книгу правил замечательной игры Vampire the Masquerade, игры, во много определившей для меня несколько последубщих лет моей жизни. Хотелось бы заметить, что книга эта обладает довольно стильным оформлением, состоящем из вампиров, стилизованных крестов, сцен «питания» и прочей «вампирской» символики. Конечно, есть на первых страницах и рамка, в которой черным по белому написано, что «сей труд есть плод фантазии и особо впечатлительным стоит лечиться». Логично предположит, что ни один русский человек никогда не будет читать предупреждения, написанный на продукте – он сам все лучше всех знает.
Так случилось и на этот раз – вернувшись домой однажды вечером, я был вынужден оправдываться перед строгим взором папы, нашедшего эту книгу на моей книжной полке (а где еще стоять книге?). Он, естественно, тоже не стал рассматривать какие-то там предупреждающие рамки, а сразу распахнул большую книгу в обложке под зеленый мрамор на середине, пряма на картинке с «камарильским анкхом». Будучи человеком «слегка верующим» (то есть не фанатичным приверженцем, а так, вполне вменяемым реалистом, не отрецающем факт сужествования бога), а также читающим новости и газеты, где как раз в те времена размусоливали истерику на почве разнообразных сект, папа задал мне именно тот вопрос, который я и разместил в названии главы.
Нетрудно догадаться, почему так произошло. Пресловутый инстинк самосохранения, раздувшийся в человечестве до непомерных размеров, изначально позиционирует все неизвестное как заведомо враждебное. Так повелось еще с древнейших времен, даже у древних египтян зло ассоциировалось в первую очередь именно с неизведанным. Так что обнаружив что-то новое и не совсем понятно, мы в первую очередь проверяем, насколько это может быть опасным.
Я не говорю, что это не правильно. Наоборот, отсутвие данного инстинкта не позволило бы человечеству выжить, но как и любой другой инстинк, его необходимо контролировать. Мы же не животные, так почему же мы контролируем инстинкт размножения, а инстинкт самосохронения не можем? Поэтому, восприняв исчерпывающую информацию о новом объекте, человек должен сам разместить его в своей шкале опасности и действовать исходя из показаний этой шкалы. К счастью, у моего папы эта шкала работала нормально, а потому он сразу занес книгу в разряд «детских игрушек, с возрастом пройдет», а не потащил меня к психотерапевту, или, что намного хуже, к священнику, дабы изгнал он из меня беса.
Вот, собственно, я и подощел к резюме данной главы. Ролевая игра – это всего лишь словосочетание, которое может сочетать в себе любое сленговое значение. Все зависит от контекста, от места, от человека, к которому данное словосочетание относится. Ведь, например, услышав о человеке, у которого «сгорела мама», мы чаще всего понимаем, что речь идет о его компьютере, а не биологическоей матери, так почему же, услышав словосочетание «ролевые игры», мы представляем себе или культ поклонения Ктулху, или банду садомазохистов?

Глава Вторая, или «Введение в ролевую игру»
Что же на самом деле представляют из себя ролевые игры, не связанные с идолпоклонничеством или садо-мазо? Это – театр. Только в данном варианте актер и зритель – это одно и тоже лицо. Или группа лиц, как это часто бывает, обычно компания друзей.
В интернете полно статей, рассказывающих о том, что такое ролевая игра, как в нее играть, основные принципы ролевой игры, и тд и тп, так что я останавливаться на этом не буду. Остановлюсь я на причинах, побудивших этих людей заниматься подобными вещами.
Приепчание: в данной статье я говорю о «настольшиках», людях, играющих в настольные ролевые игры (TRPG). Есть еще полевые, кабинетные, форумные – о них мы, может быть, поговорим в другой раз.
Ролевики делятся на несколько типов, каждый из которых имеет собственное представление о целях игры и способах достижения этой цели. Я привык выделять такие типы, как «труЪ», «про» и «манчкин». Замечу, что все эти типы есть крайности, и обычно хороший игрок совмещает в себе все три типа. Начали:
Тип «труЪ». Принадлежность к этому типу характеризует игрока-ролевика как человека нежного, ранимого и чувсвительного. Такие люди играют для того, чтобы почуствовать себя на месте своего персонажа, побывать в его шкуре, сопереживать ему. Их не очень интересуют такие аспекты игры, как «приключение», «препятсвие», «бой». Им важна тонкая и глубокая настройка характера своего игрового альтер-эго, подгонка его и создание наиболее приближенной к реальности личности.
Тип «про» относится к игре как к серьезному хобби, требующему работы над ним. Он относится к тому виду людей, кто недолюбливает тип «труЪ», причем эта неприязнь взаимна. «Про» предает большее значение приключению, его интересует интересная и логичная линейка событий, в которую вписывается его персонаж. Основное его отличие от «труЪ» заключается в отм, что «про»-персонаж вторичен по отношению к игре (он как бы подстраивается под игровые рамки), в то время как у «труЪ» самоцель — персонаж.
Тип «манчкин» — это набор циферок, такого игрока вообще ничего в ролевой игре не интересует. Скорее все, такой индивидуум забрел на игру случайно, плавно переместившись из-за компьютера, где «манчкинских» подход заложен в каждую ролевую игру. Что это значит: в компьютерной РПГ главное – это добиться какой-то определенной цели. Поскольку искуственный интелект на способен тягаться с человеком, чаще всего такие препятвия предствляют из себя большое количество противников, которых надо победить наиболее эффективным способом. Таким образом «манчкин» делает упор на численно-циферную составляющую ролевой игры, создавая наиболее эффективную машину для решения поставленных задачь. При этом понятие личности и характера альтер-эго просто опускается.
Как я говорил, большинство игроков сочетают в себе все три типа в разном соотношении, хотя чаще всего какое-то направление превалирует над остальными. На основании этих данных можно оценить, зачем человек связался с ролевыми играми. «ТруЪ» играет, потому что хочет побыть кем-то другим, кем в жизни у него не получается побыть. «Про» не согласен быть статичным наблюдателем книг и фильмов, а компьютерные игры не дают ему достаточного количества инструментов, так что он играет в ролевые игры ради самого процесса формирования истории, приключения. «Манчкин» играет либо потому что забрел случайно, либо потому, что не может отличть компьютерную игру от настольной, да и не стремиться к этому.

Глава Третья, или «Зачем?»
Вот для этой главы я и затевал написание этой статьи: «Зачем нужны ролевые игры?». Две предыдущие главы на самом деле были всего-лишь прологом к нижеследующему повествованию. Приступаем.
В Европе и Северно Америке уже довольно давно сложился принцип «семейных вечеров». Семейный вечер – это вечер, обычно субботы, когда вся семья собирается вместе для совместного времяпрепровождения. Это может быть поход в парк, велопрогулка, или просто какое-то мероприятие в домашних условиях. Цель данных вечеров – не позволить семье развалиться на индивидуальные, не связанные между собой осколки, кождый из которых будет поглощен исключительно своими потребностями и проблемами.
Именно благодаря таким вот семейным вечерам появились настольные игры не тлолько для детей. Монополия, Дипломатия – это сложные, серьезные игры, в которые дети играть не смогут (в Дипломатию не каждый взрослый сможет). Таким образом средняя американская семья (папа, мама, два ребенка примерно одного возраста, перемахнувшие двенадцатилетний рубеж) собирается за столом в субботу вечером за игрой, а в процессе игры общается.
Именно общение и стало основной целью подобных игр. В отличии от базовой настольной игры настольная ролевая игра поволяет общаться в гораздо большем обьеме. Плюс, так как ролевая игра предполагает «отыгрышь» роли, то есть процес отождествления себя со своим персонажем, ролевая игра провоцирует развитие таких качеств, как фантазия, адаптация и нетрадиционное мышление. Я заметил, что люди, регулярно играющие в ролевые игры, гораздо более активно идут на контакт с незнакомыми людьми, им более просто найти общий язык с собеседником. Игроки предрасположены более активно действовать в незнакомой ситуации, они реже «теряются».
В первую очередь это связано с тем фактом, что во время ролевой игры человек действует в непривычном для него окружении, а потому должен развивать в себе навыки, позволяющие ему адаптироваться в этом окружении. Естественно, такие навыки можно использовать и в реальной жизни, но вне игры их гораздо слежнее развивать. В конце концов, не будем же мы целенаправленно ставить себя в подобные ситуации. Конечно, можно раз в месяц забрасываться в неизвестный город с двумя сотнями рублей в кармане, но только подобный экстрим не совсем безопасен. Да и «переиграть» ситуацию (если что-то пошло не так) в реальной жизни порой невозможно.
Ролевая игра позволяет тренировать эти навыки в безопасной обстановке, при этом сохраняя адекватность тренинга благодаря отождествлению себя со своим персонажем. При этом в игре можно воссоздать любую ситуацию, начиная от весьма банальных и заканчивая фантастическими.
Еще одна важная положительная черта таких игр заключается в способности анализировать личность своего альтер-эго. Понятно, что если вы спсобны разложить по полочкам своего персонажа, при определенной практике вы сможете анализировать и собственную личность, собственный характер. Не буду говорить, насколько подобные навыки полезны в реальной жизни, ведь таким образом можно избавиться от комплексов и не наступать на одни грабли по несколько раз.
Как видите, плюсы от занятий такими играми очевидны. А как обстоят дела с минусами? А с минусами все как обычно. Как обычно ни в коем случае нельзя перегибать палку. Игрок, абстрагирующийся от реальности и живущий как его персонаж – печальное зрелище. Хотя среди «настольщиков» процент «потерянных» игроков довольно мал (гораздо больше этим синдромом страдают «полевые» игроки, поскольку там идет полное отождествление, вплоть до внешнего вида, а в таком варианте слабая личность может быть поглощена собственной фантазией), тем не менее мне известны игроки, ушедшие от реальность в настольную ролевую игру. Хотя здесь не приходится говорить о чьем-то тлетворном воздействии (как любят заявлять не разбирающиеся в вопросе псевдо-жерналисты). Чаще всего такой человек неудовлетворен собственной жизнью, и ему по сути абсолютно неважно, в какую пучину погружаться. Он может с одинаковым успехом погрузиться в настольную РПГ, в компьютерную (те самы бессонники, проводящие сутки напролет в любимых играх), в наркотики (тоже вариант ухода от реальности).
И вот тут начинается самое интересное. Помните, в самом начале статьи я упоминал древних египтян, у которых Сет – олицетворение неведомого. Так же и с ролевыми играми. Человек, не имеющий ни малейшего представления о процессе, особенно если его интелект не сильно развит, естественно принимает дейсвие игры как нечто ненормальное. Еще бы, четыре-пять взрослых людей сидят за столом и часа три-четыре рассказывают друг другу сказки, периодически катая по столу разнообразные геометрические фигуры и отмечая что-то в расчерченых листках бумаги. Вот если бы они бухать сели – ни у кого вопросов не было, достойное дело… Вот на этой ноте я и перейду к…

Глава Четвертая, или «Сравнительная…»
Сразу скажу – все нижеследующее есть мое мнение (ИМХО), и обидеть я хочу только тех, кто сам хочет обидеться.
А ведь правда, какой чушью занимаются ролевики всех мастей: настольщики перечитывают тонны книг, полигонщигки кроят костюмы и оружие, бесконечные обсуждения на форумах и при личных встречах – ужас, это сколько же человекочасов тратит средний ролевик на свое хобби. И самое главное, для чего они это делают?
Ответ на самом деле довольно прост – люди занимаются тем, что им нравится. Да, их увлечение не попадает под категорию «нормальное», однако сама категория «нормальное» — что это?
Исходя из среднестатистического «нормального», молодой человек, проживающий в России должен:
1. Пить водку и другие крепкие напитки – иначе он перестает считаться русским, ибо поступает не по заветам стариков.
2. Обязательно обильно матерится – ибо матерный – это второй государственный язык России.
3. Из музыки слушать только попсу или шансон.
4. Исходя из пункта 3, все русские девушки должны мечтать быть тупыми тощими блондинками, а все молодые люди – в обязательном порядке отсидеть, а затем накосить бабла…
5. Русский человек обязан завидовать любому, кто хоть в чем-то лучше него, и по возможности уничтожить объект зависти. Ну, тут уже говорит о себе совковое прошлое.
6. 7. 8. 9. – короче, еще можно набрать массу пунктов, которыми я лично не могу гордиться.
Почему так категорично? Достаточно просто:
Возьмем пример А: 5 парней выезжают на природу распить пару ящичков пивка и порыбачить. Нормально? Думаю, да.
Пример Б: Эти же 5 парней, но только не с пивом, а с тренировочным оружием на этой же природе на разминке. Нормально? Попробуйте спросить у соседа-не ролевика. Получите исчерпывающий ответ. Чаще всего.
Конечно, крайностей хватает с обеих сторон, и меня тоже передергивает от Черных Драконов, живущих в Москве, или хоббитов, обитающих в столичной подземке. Но я говорю о правиле, а не исключениях.
А как правило, отношение к ролевикам строится на предвзятости и некомпетентности. А также не желании что-либо менять в себе, например, озадачиться разобраться в вопросе перед обсуждением. Также на это накладывается менталитет и идеология, мода, СМИ, общественное мнение и религия. О последней вообще отдельный разговор, так что не сейчас. Но мода, СМИ и менталитет свой отпечаток накладывают.
Вот и получется, что на ролевиков смотрят как на шизиков, хотя ничего шизофриничного чаще всего в ролевиках нет, а если и есть, то на том же уровне, что и в других отраслях развлечений…

Заключение.
Мда, текст получился слегка сумбурным, но я надеюсь, что мою точку зрения читатель поймет. Не нужно хаять то, о чем не имеешь ни малейшего представления, ибо для людей знающих такое хаянье – курам на смех…

Добавить комментарий